Категории раздела

Курс послушания [3]
Общий курс дрессировки [4]
Защито-караульная служба [0]
Воспитание [4]

Наш опрос

К какому классу относится Ваша собака или же какую Вы хотели бы приобрести?
Всего ответов: 60



Каталог статей

Главная » Статьи » Дрессировка » Воспитание

Дрессировка собак

Под дрессировкой следует понимать выработку у собак сравнительно простых навыков послушания, без которых невозможно управление их поведением. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо обладать определенными знаниями и умением. Осваивать их желательно по трем направлениям:

  • теория физиологического поведения и дрессировки;
  • техника дрессировки;
  • практическая работа по дрессировке в разных, условиях.

Теория физиологического поведения собак исходит из положения, что эти животные обладают довольно сложной нервной системой, управляющей работой их внутренних органов и обеспечивающей связь организма с окружающей средой. Умственные способности собаки позволяют ей, используя прежний опыт, быстро приспосабливаться к различной обстановке, перестраивая свое поведение при ее изменении. Она способна четко выполнять определенные действия по команде своего хозяина. Мышление собаки, в отличие от человеческого, не способно к абстракции, оно у нее конкретно, т. е. постигает только то, что влияет на органы чувств.

Дрессировка собак

В поведении животных, в том числе и собак, большое значение имеет инстинкт - врожденное приспособление к определенным условиям среды, сформированное тысячами предшествующих поколений. Инстинкты проявляются буквально с момента рождения, однако в течение жизни могут изменяться - вплоть до исчезновения некоторых из них. Однако, если характер окружающей среды изменяется, животное вынуждено приспосабливаться к новой обстановке, т. е. вносить поправки в свои поступки.

В основе всех действий и поведения разумных существ лежит деятельность высшей нервной системы. В ее изучение огромный вклад внесли великие русские ученые И. М. Сеченов, И. П. Павлов и другие.

“Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы”,- утверждал И. М. Сеченов. Под понятием “рефлекс” имеются в виду ответные реакции организма на раздражение нервных окончаний (рецепторов), осуществляемые при посредстве центральной нервной системы. И. П. Павлов представлял себе следующую схему нервной деятельности: простые и безусловные рефлексы; сложные безусловные рефлексы (инстинкты); условные рефлексы первой сигнальной системы, присущие всем животным; условные рефлексы второй сигнальной системы, присущие только человеку; эмоциональные рефлексы.

При этом следует понимать, что безусловные рефлексы - это бессознательная ответная реакция на какой-нибудь сильный внешний или внутренний раздражитель (например, отдергивание лапы животного при соприкосновении с горячим предметом, чувство боли, вызывающее гримасу). Условные рефлексы вырабатываются в процессе приобретения жизненного опыта или тренировки реакции коры головного мозга на раздражитель.

Поэтому дрессировка - с научной точки зрения - это воспитание животного при помощи использования инстинкта и условных рефлексов.

Следует о отметить: в коре головного мозга происходят очень СЛОЖНЫЕ явления, суть которых сводится к процессам возбуждения, торможения и т. д. Это обстоятельство необходимо учитывать при практическом усвоении методики дрессировки.

Рефлексы могут быть простыми (например, слуховой) или сложными, возникающими при одновременном воздействии нескольких раздражителей. Условные рефлексы вырабатываются у собак с различной быстротой и легкостью, что зависит от типа нервной деятельности. Наукой разработано учение о типах высшей нервной деятельности у животных. Знание этой классификации необходимо для выбора объекта дрессировки. Различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Возбудимый, безудержный (холерик). Нервные процессы у представителей этого типа отличаются большой подвижностью и силой, но и неуравновешенностью. Процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над тормозными. Животные данного типа очень энергичны и подвижны, они хорошо поддаются обучению, но удержание в различных положениях удается с трудом.

Подвижный (сангвиник). Наиболее благоприятный для дрессировки тип высшей нервной деятельности. Нервные процессы сильные, подвижные, уравновешенные.

Инертный (флегматик). Нервные процессы у животных это типа сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Условные рефлексы вырабатываются медленно, с трудом, но зато хорошо удерживаются. Дрессировать таких животных не имеет смысла.

Слабый тормозной (меланхолик). У них очень сильно развиты тормозные процессы в коре головного мозга.

Условные рефлексы вырабатываются с большим трудом. Животные этого типа абсолютно не пригодны к дрессировке.

Следует, однако, отметить, что приведенная классификация далеко не безупречна. “Чистые” типы высшей нервной деятельности в жизни практически не встречаются, поэтому выводы о пригодности животного к работе не стоит делать поспешно. Необходимо тщательно изучить его тип путем наблюдения поведения в различной обстановке и по результатам вынести окончательное решение.

В процессе дрессировки используют, как это указывалось ранее, инстинкты, а также условные и безусловные рефлексы. Из врожденных инстинктов прежде всего опираются на так называемое пищевое поведение (выполнение определенных действий в ответ на показ пищи); оборонительную активность и пассивную реакцию; узнавание предметов при помощи органов чувств. Не используют при дрессировке половой и родительский инстинкты. Для выработки условных рефлексов применяют определенные раздражители, под которыми подразумевают все то, что, действуя на органы чувств, вызывает определенные ощущения. Раздражителями могут быть как наружные, так и внутренние факторы. Внутренние раздражители: болевые ощущения, переутомление, переполнение желудка, мочевого пузыря и прямой кишки и т. д.; внешние раздражители тоже очень разнообразны: пищевые, механические, звуковые, слуховые и т. п.

Поэтому очевидно, что для успешного обучения и воспитания собаки необходимо устранить все внутренние, а также посторонние внешние раздражители. Очень популярен пищевой раздражитель. Демонстрируя кусочек мяса или сахара, можно добиться выполнения разных команд. Для более эффективного воздействия пищевого раздражителя его сочетают с механическим. Например, чтобы добиться четкого выполнения команды “Сидеть!” следует показ лакомства совместить с давлением рукой на крестцовую область животного. Естественно, только пищевой раздражитель на сытое животное будет действовать слабо. В последующем обязательно следует поощрить собаку не только вкусным кусочком, но и морально: ласково погладить ее, сопровождая жест словами “умница”, “молодец”, “хорошо”.

Когда питомец привыкнет к такому поощрению, лакомство можно будет использовать значительно реже, ограничиваясь поглаживанием и комплиментами.



Категория: Воспитание | Добавил: DELTA_KZ (22.09.2009)
Просмотров: 306 | Комментарии: 2 | Теги: Дрессировка собак, дрессура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Добавить в избранное


Форма входа

Администрация сайт

 
DELTA_KZ
492473972
Миша_Гамми
590167064 

Новые статьи

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

сайт бультерьера Maggieкаталог сайтовкаталог ссылоксайты о других породах собак купить щенка